5 советов по защите прав потребителей медицинских услуг:

  • 1. Внимательно и в полном объеме ознакомьтесь с поставленным Вам диагнозом, медицинскими назначениями и иными действиями, которые предполагается осуществить. Попросите медицинскую карту, и сфотографируйте (или иным образом зафиксируйте) все то, что там написано.
  • 2. Если Вы обнаружили несоответствие между указанными выше записями и тем, о чем Вам говорят врачи, задайте соответствующие вопросы и уточните все нюансы.
  • 3. Постарайтесь вести все Ваши разговоры с помощью средств аудио - или иных записей.
  • 4. Проверьте правильность и точность заполнения выписного эпикриза, в том числе медицинских назначений.
  • 5. Сохраняйте все имеющиеся документы, снимайте максимальное количество копий со всех документов.

Памятка по защите прав получателей медицинских услуг.

Собирайте медицинскую документацию

Пациент и его законный представитель (родитель, опекун, попечитель) имеют право на ознакомление со всей относящейся к пациенту медицинской документацией, а также получение выписок, копий, справок. (ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»)

По заявлению пациенту обязаны предоставить копии, выписки из медицинской документации, содержащие сведения о состоянии здоровья, диагнозе пациента, проведенных исследованиях и примененных методах лечения. Факт выдачи медицинской документации фиксируется в журнале учета исходящей документации медицинской организации.

К медицинской документации относится медицинская карта пациента, медицинские заключения, справки и иные документы, в которых содержатся данные о состоянии здоровья, диагнозе и процессе лечения пациента. Факт оказания медицинской помощи фиксируется в учетной медицинской документации (например, в медицинской карте амбулаторного больного - форма №025/У).

Следите за качеством оказания помощи

У пациента могут быть основания полагать, что медицинская помощь оказывается ненадлежащим образом, если в процессе лечения не соблюдаются следующие условия (Приказ Минздрава России от 07.07.2015 N 422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи"):

  • 1. Правильное, полное ведение медицинской документации (заполнение всех разделов медицинской карты, внесение всех мероприятий и получаемых сведений в медицинскую карту, получение информированного согласия от пациента на медицинское вмешательство, оформление результатов осмотров, исследований)
  • 2. Установление предварительного диагноза, формирование плана обследования и лечения по итогам первичного осмотра
  • 3. Своевременное установление клинического диагноза на основании комплексного обследования, корректировка плана лечения в соответствии с клиническим диагнозом
  • 4. Отсутствие прогнозируемых осложнений и осложнений, связанных с недостатками обследования, лечения, установления диагноза.
При нарушениях инициируйте экспертизу

Следует обратиться с жалобой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (формируется в каждом субъекте РФ, у каждого фонда имеется сайт в сети интернет) или страховую организацию (наименование организации должно быть указано в полисе ОМС). Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации. (ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ)

На основании данного заявления по поручению указанных организаций проводится экспертиза качества медицинской помощи экспертом, внесенным в соответствующий реестр, на основании критериев, изложенных в порядках и стандартах, утвержденных Минздравом России для каждого вида медицинской помощи. (раздел V Приказа ФФОМС от 1 декабря 2010 г. N 230).

Обращайтесь в государственные органы для защиты нарушенных прав
  • Обращение в Министерство здравоохранения (ст. 89 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»)
  • Обращение в Роспотребнадзор и Росздравнадзор (ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей», ПП РФ от 30 июня 2004 г. N 323)
  • Обращение в Прокуратуру (ст. 10 ФЗ «О Прокуратуре РФ).
Обратитесь в суд для возмещения вреда

В конечном счете при наличии материального или морального вредя следует обратиться в суд с приложением всех документов, которые удалось собрать (медицинской документации, результатов экспертиз и результатов обращений в иные государственные органы) с требованием о возмещении соответствующего вреда, причиненного в результате оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.


Программа по защите прав потребителей от Национальной патронажной службы включает полное сопровождение Вас в борьбе за свои законные интересы. На первоначальном этапе Вы получаете квалифицированную консультацию: имело ли место нарушение со стороны организации, как действовать, чтобы восстановить справедливость, какие документы подготовить.

Перечень услуг по защите прав потребителей медицинских услуг.

Юридические действия Форма документа Срок Стоимость
1 Первоначальная консультация по фактам нарушения со стороны медицинской организации и порядку планируемых действий. Устно 1 - 3 рабочих дней бесплатно
2 Подготовка юридического заключения по выявлению факта нарушений, оценки имеющейся документации и условий оказания услуг Письменно 3 - 5 рабочих дней От 2000 руб.
3 Составление юридического заключения по порядку обращения в организации, проводящие независимые заключения по качеству оказания медицинских услуг Письменно 2 - 3 рабочих дня От 2000 руб.
4 Составлени письменной претензии в медицинское учреждение Письменно 3 - 5 рабочих дней От 1500 руб.
5 Подготовка исковых заявлений, сбор необходимых документов и подача заявлений в суд Письменно 7 - 10 рабочих дней От 3000 руб.
6 Представительство в медицинских учреждениях, организациях, осуществляюзих независимую экспертизу, и судах - - По согласованию